На 57-м пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Как отмечалось, в последние годы в стране проводится широкомасштабная работа по дальнейшему совершенствованию правил дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролю за безопасностью дорожного движения.

В частности, созданы правовые основы по совершенствованию системы безопасности дорожного движения, в том числе повышению культуры соблюдения водителями и пешеходами правил дорожного движения, полной цифровизации организации дорожного движения.

В результате за 6 месяцев текущего года общее количество дорожно-транспортных происшествий в республике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 7,6%, со смертельным исходом – на 1,1%, случаев телесных повреждений – на 9,2%.

Обсужденным Законом вносятся изменения в Кодекс об административной ответственности в целях решения системных проблем обеспечения безопасности дорожного движения и создания удобств для населения, а также формирования уважительного отношения к законам.

Статья 171 Кодекса об административной ответственности дополняется частью шестой. В данную статью вводится новая норма, связанная с своевременным уведомлением гражданина о выявленных нарушениях средствами фото- и видеофиксации и принятием мер.

При этом устанавливается, что сведение о нарушении правил дорожного движения направляется в Службу безопасности дорожного движения в течение 48 часов, в противном случае водитель не привлекается к административной ответственности.

Сегодня имеются случаи, когда транспортные средства скорой медицинской помощи и пожарно-спасательных подразделений двигаются с большой скоростью или без соблюдения дорожных знаков в целях обеспечения немедленного оказания неотложной медицинской помощи и услуг пожарно-спасательных подразделений нашим гражданам, нуждающимся в такой помощи и услугах.

Такие случаи, в свою очередь, фиксируются автоматизированными техническими средствами фото- и видеофиксации.

Статьей 171 Кодекса об административной ответственности установлено, что в случаях возникновения вышеуказанной ситуации дело об административном правонарушении прекращается в соответствии со статьей 271 КоАО при предъявлении службами скорой медицинской помощи и пожарно-спасательных подразделений документов, удостоверяющих выполнение неотложных служебных заданий.

Обсужденным Законом на основании изменений, вносимых в практику, отменяется требование о предъявлении документов, удостоверяющих выполнение неотложных служебных заданий транспортными средствами скорой медицинской помощи и пожарно-спасательных подразделений.

Стоит отметить, что в ходе рейдовых мероприятий, проведенных в Ташкенте с июня 2023 года, выявлено более 200 нарушений правил дорожного движения водителями индивидуальных транспортных средств.

По этой причине устанавливается административная ответственность за совершение правонарушений с использованием скутеров, индивидуальных транспортных средств, в том числе за управление скутерами, мопедами, велосипедами и гужевой повозкой, а также за перевозку людей водителями средств индивидуального передвижения и скутеров.

Законом отменяется полномочие сотрудников дорожно-патрульной службы, позволяющее им наложить на месте штраф на нарушителя в случае выявления нарушения правил дорожного движения во время несения службы.

Несмотря на принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения на дорогах, сегодня все еще остается высоким число дорожно-транспортных происшествий, связанных с грузовыми автомобилями, и, как следствие, остается высоким и количество погибших и получивших телесные повреждения граждан.

В Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 12 апреля 2022 г. № 172 грузовым автомобилям разрешалось занимать крайнюю левую полосу движения только для поворота налево или разворота, а в других случаях движение по левой полосе было запрещено.

Поскольку в действующим законодательстве не установлены штрафы за это нарушение, в большинстве случаев водители свободно передвигаются по левым полосам движения, что является причиной пробок и аварий на автомобильных дорогах.

Так, за последние 7 месяцев 2024 года в результате 303 дорожно-транспортных происшествий, связанных с грузовыми автомобилями, погибли 108 граждан, 227 получили телесные повреждения.

Принимая это во внимание, Законом устанавливается административная ответственность за движение грузовых автомобилей по крайней левой полосе дороги (за исключением разрешенных случаев).

По мнению парламентариев, принятие Закона служит обеспечению безопасности движения на дорогах, предупреждению дорожно-транспортных происшествий, а также защите законных интересов граждан.

Закон одобрен сенаторами.

Qonun bilan skuter, individual harakatlanish vositalari yordamida yo‘l harakatida huquqbuzarlik sodir etganlik uchun javobgarlik belgilanmoqda

Senatning 57-yalpi majlisida “O‘zbekiston Respublikasining Maʼmuriy javobgarlik to‘g‘risidagi kodeksiga o‘zgartirish va qo‘shimchalar kiritish haqida”gi Qonun ko‘rib chiqildi.

Taʼkidlanganidek, so‘nggi yillarda mamlakatimizda yo‘l harakati qoidalarini yana-da takomillashtirish, yo‘l-transport hodisalarining oldini olish va yo‘l harakati xavfsizligini nazorat qilish borasida keng ko‘lamli ishlar amalga oshirilmoqda.

Xususan, yo‘l harakati xavfsizligi tizimini takomillashtirish, shu jumladan haydovchilar va piyodalarning yo‘l harakati qoidalariga rioya etish madaniyatini oshirish, yo‘l harakatining tashkil etilishini to‘liq raqamlashtirishga qaratilgan huquqiy asoslar yaratildi.

Natijada joriy yilning 6 oyi davomida respublikadagi umumiy yo‘l-transport hodisalari o‘tgan yilning shu davriga nisbatan 7,6 foizga, o‘lim bilan bog‘liq hodisalar 1,1 foizga, tan jarohati bilan bog‘liq holatlar 9,2 foizga kamayishiga erishildi.

Muhokama etilgan Qonun bilan Maʼmuriy javobgarlik to‘g‘risidagi kodeksga yo‘l harakati xavfsizligini taʼminlashda hamon saqlanib qolayotgan tizimli muammolarni hal etish va aholiga qulaylik yaratish hamda qonunlarga hurmat hissini shakllantirish maqsadida o‘zgartirishlar kiritilmoqda.

Maʼmuriy javobgarlik to‘g‘risidagi kodeksning 171-moddasi oltinchi qism bilan to‘ldirilib, unda foto va video qayd etish texnika vositalari orqali aniqlangan huquqbuzarliklar haqida o‘z vaqtida fuqaroni xabardor etish va chora ko‘rish bilan bog‘liq yangi norma kiritilmoqda.

Bunda yo‘l harakati qoidalari buzilishiga oid maʼlumotlar 48 soat ichida Yo‘l harakati xavfsizligi xizmatiga yuborilishi, aks holda haydovchi maʼmuriy javobgarlikka tortilmasligi belgilanmoqda.

Shuningdek, bugungi kunda tez tibbiy yordamga va yong‘in-qutqaruv bo‘linmalari xizmatlariga muhtoj fuqarolarimizga ushbu yordam va xizmatlar zudlik bilan ko‘rsatilishini taʼminlash maqsadida tez tibbiy yordam hamda yong‘in-qutqaruv bo‘linmalari transport vositalari katta tezlikda yoki yo‘l belgilariga rioya etmay harakatlanishi bilan bog‘liq holatlar mavjud.

Bunday holatlar, o‘z navbatida, avtomatlashtirilgan foto- va video texnik vositalar orqali qayd etilmoqda.

Maʼmuriy javobgarlik to‘g‘risidagi kodeksning 171-moddasiga asosan yuqorida ko‘rsatilgan holat yuzaga kelgan hollarda, tez tibbiy yordam va yong‘in-qutqaruv bo‘linmalari xizmatlari tomonidan xizmat vazifalarini bajarganliklarini tasdiqlovchi hujjatlar taqdim etilgan taqdirda, maʼmuriy ish MJtKning 271-moddasi asosida tugatilishi belgilangan.

Muhokama qilingan Qonun orqali amaliyotga kiritilayotgan o‘zgartirishlarga asosan tez tibbiy yordam va yong‘in-qutqaruv bo‘linmalarining transport vositalari tomonidan kechiktirib bo‘lmaydigan xizmat vazifalarini bajarganlikni tasdiqlovchi hujjatlar taqdim etilishi talabi bekor qilinmoqda.

Qayd etish joiz, Toshkent shahrida 2023 yil iyun oyidan boshlab o‘tkazilgan reyd tadbirlarida individual harakatlanish vositalari boshqaruvchilari tomonidan 200 dan ortiq yo‘l harakati qoidalari buzilganligi aniqlangan.

Shu sababli skuter, individual harakatlanish vositalari yordamida huquqbuzarlik sodir etganlik uchun, jumladan skuterlar, mopedlar, velosipedlarni hamda ulovli aravani boshqarish, shuningdek individual harakatlanish vositalarining va skuterlarning haydovchilari tomonidan odamlarni tashiganlik uchun maʼmuriy javobgarlik belgilanmoqda.

Qonun bilan yo‘l-patrul xizmati xodimlarining xizmatni o‘tash vaqtida yo‘l harakati qoidabuzarligini aniqlagan taqdirda qoidabuzarga joyning o‘zida jarima qo‘llashi mumkinligini nazarda tutuvchi vakolati bekor qilinmoqda.

Yo‘llarda yo‘l harakati xavfsizligini taʼminlash bo‘yicha ko‘rilayotgan choralarga qaramasdan, bugungi kunda yuk avtotransport vositalari bilan bog‘liq yo‘l-transport hodisalari soni hanuzgacha yuqoriligicha qolmoqda, oqibatda esa halok bo‘lganlar va jarohat olgan fuqarolarning soni ham kam emas.

Vazirlar Mahkamasining 2022 yil 12 apreldagi 172-sonli qarori bilan tasdiqlangan Yo‘l harakati qoidalarida yuk avtomobillariga faqat chapga burilish yoki qayrilib olish uchun yo‘lning chetki chap qatorini egallashga ruxsat etilib, boshqa hollarda chap qatorda harakatlanish taqiqlangan.

Ushbu qoidabuzarlik uchun amaldagi qonunchilikda jazo choralari belgilanmaganligi sababli aksariyat hollarda haydovchilar yo‘llarning chap qatorlarida bemalol harakatlanishmoqda va bu holat avtomobil yo‘llarida tirbandliklarga va avariya holatlari sodir bo‘lishiga sabab bo‘lmoqda.

Jumladan, 2024 yilning o‘tgan 7 oyida yuk avtotransport vositalari bilan bog‘liq 303 ta yo‘l-transport hodisasi sodir etilgani oqibatida 108 nafar fuqaro halok bo‘lgan, 227 nafar fuqaro tan jarohati olgan.

Aynan shu jihatlarni eʼtiborga olgan holda Qonunda yuk avtomobillari yo‘lning chetki chap qatorida harakatlanganligi (ruxsat etilgan hollar bundan mustasno) uchun maʼmuriy javobgarlik belgilanmoqda.

Parlament aʼzolarining fikricha, Qonunning qabul qilinishi mamlakatimiz yo‘llarida harakat xavfsizligini taʼminlashga, yo‘l-transport hodisalarining oldini olishga, shuningdek fuqarolarning qonuniy manfaatlarini himoya qilishga xizmat qiladi.

Qonun senatorlar tomonidan maʼqullandi.